ГЛАВНАЯ О ЖУРНАЛЕ НОВОСТИ АВТОРАМ КОНТАКТЫ ENGLISH


Удивительный педагог – Айрин Хупер – и её морская школа

The wonderful teacher Irene Hooper and her seaschool



 Камнев А.Н.1, Камнева М.А.2, Камнев О.А.2

Alexander N. Kamnev1, Marina A. Kamneva2, Oleg A. Kamnev

 

1Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
2Международный Фонд «Дорогами Открытий»

1Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
2The international fund of «Roads to discovery», Moscow, Russia 

 

 

УДК [379.835+379.846](092)

 

В статье рассказывается о жизненном пути выдающегося американского педагога – эколога, практика и просветителя – Айрин Хупер, чуткой и отзывчивой женщине, посвятившей всю свою жизнь просветительской деятельности в области охраны окружающей среды. Для реализации своих идей она поэтапно создала детский морской экологический лагерь, морской институт, а затем объединила их в ассоциацию Сикемп. 

Ключевые слова: Айрин Хупер; Ассоциация Сикемп; морской институт – лагерь; лагерная педагогика; экологическое образование; просветительская деятельность.

 

The article describes the life path of an outstanding American educator – ecologist, practicing teacher and enlightener, Irene Hooper. She was a sensitive and sympathetic woman who devoted all her life to environmental education. She gradually put her ideas to life by setting up an ecological Seacamp for children, followed by Marine Institute and later joining them into the Seacamp Association Inc.

Keywords: Irene Hooper; Seacamp Association; sea camp and educational facility; camp education; ecological education; outreach activities.

 

 

 

В наше время очень трудно найти живой достойный пример для подражания. Нам же посчастливилось знать, работать и многие IreneHooper-1годы дружить с уникальным педагогом, учителем и Человеком с большой буквы – Айрин Хупер (IreneHooper) (1935-2014 гг.). Благодаря воле, энергии и преданности идее воспитания подрастающего поколения, Айрин удалось объединить лучших людей – специалистов из разных областей науки, зачастую никак не связанных по своей специальности с педагогикой, в один дружный коллектив – семью. Многие члены этой семьи говорят на разных языках и исповедуют разные религии, но служат общему делу – экологическому воспитанию, а также прививанию подрастающему поколению глубокой любви и ответственного отношения к воде и океану.

Ассоциация Сикемп (Seacamp Association Inc. – Florida, USA), созданная Айрин Хупер при поддержке и постоянной помощи её сестры Грейс Апшо (GraceUpshaw) на острове Биг Пайн Ки (Big Pine Key), состоящая из Института моря (Newfound Harbor Marine Institute) и лагеря (Seacamp), стала вторым домом для тысячи людей. Для многих она стала точкой отсчёта своего нового жизненного пути. 

Айрин Хупер – это человек, который реально изменил жизни десятков тысяч людей. Тысячи мальчишек и девчонок из разных стран, сотни молодых и уже взрослых людей прошли школу жизни в её институте моря – невероятном и навсегда остающемся в сердце каждого (Соловьева, Камнев, 1996; Камнев и др. 2006). Небольшой морской институт – лагерь, основанный Айрин Хупер на острове в Атлантическом океане, продолжает свою работу. По-прежнему сюда приезжают сотни мальчишек и девчонок познакомиться с океаном изнутри. Вдохнуть морского воздуха и измениться в лучшую сторону. Нет здесь только основателя и автора идеи создания уникальной и единственной во всем мире, настоящей морской экологической школы – Айрин Хупер, но её бесконечная любовь к людям и всем детям на свете, мудрость, тепло и светлый образ навсегда останутся в сердцах людей, хотя бы раз пообщавшихся с ней.

 

Жизненный путь 

Айрин родилась 26 сентября 1935 года в семье простого капитана небольшого рыболовецкого судна в Майами. После окончания средней школы, поступив в колледж (Mars Hill College, Mars Hill, North Carolina), Айрин переехала на два года в Северную Каролину. В 1955 году она поступает в Техасский университет (Hardins-Simmons University, Abilene, Texas). Окончив его в 1957 году и получив степень бакалавра по специальностям история и педагогика, Айрин возвращается в Майами и начинает преподавать в школе. Она ведёт уроки истории, журналистики и других социальных дисциплин. К этому времени в семье Хупер появляется ещё трое детей. У Айрин появляются две сестрёнки и братишка. К сожалению, вскоре умирает мама и все хлопоты по хозяйству и уходу за детьми ложатся на плечи ещё совсем юной Айрин. Она продолжает преподавать в школе и начинает заниматься вопросами внеаудиторного дополнительного экологического образования. В 1966 году Айрин становится исполнительным директором морского экологического лагеря. В 1970 г. она создаёт морской экологический институт, а в 1971 – ассоциацию, включающую лагерь и созданный ею институт. Так рождается Ассоциация Сикемп, а Айрин становится её бессменным лидером. Параллельно она находит в себе силы учиться в Колледже Бэрри (Barry College, Miami, Florida) по специальностям управление и консалтинг. В 1971 году она заканчивает учёбу и посвящает себя работе в Ассоциации Сикепм.

Перебравшись жить на Остров Биг Пайн Ки, работая на островах в уникальном институте-лагере, созданным ею же, Айрин полностью посвящает себя просветительской деятельности, связанной с экологией и охраной коралловых островов и океана. Острова становятся её жизнью. Наряду с работой в институте-лагере, Айрин много занимается общественной работой. Она становится инициатором, а точнее движущей и мотивирующей силой создания на островах двух удивительных заповедников: морского заповедника в Coupon Bight и государственного морского заповедника – Looe Key National Marine Sanctuary. Спустя совсем небольшое время, мечты Айрин сбываются. На островах появляется два новых заповедника.

В 1990-1991 гг. Айрин Хупер возглавила группу исследователей, которые должны были бы подготовить монографию по истории и экологии островов. Эта серьёзная, хорошо сбалансированная в текстовом отношении монография «The Monroe County Environmental Story», вышедшая уже в конце 1991 года, стала основным учебником по экологии и истории островов (Gato, 1991). Более того, она стала полезной не только детям, но и взрослым всех категорий. В 1994 году под редакцией Айрин выходит замечательная книга Джефа Рипплая (Jeff Ripple) «The Florida Keys. The Natural Wonders of an Island Paradise» (Ripple, 1995). По сути, в США появляется первая хорошо иллюстрированная монография о биоразнообразии коралловых рифов США.

За большие заслуги Айрин неоднократно получала награды от губернатора Флориды, международной ассоциации лагерей, российской ассоциации лагерей, от ассоциации преподавателей морской науки Флориды, а также от департамента коммерции США за программу САБИТ. За активное участие в создании морских заповедников на островах имя Айрин включено в мемориал, созданный рядом с Eco Discovery center в самой южной точке США в Ки Весте. Умерла Айрин 13 февраля 2014 года. 

 

Острова её жизни 

Флорида Кис (от испанского «кис» – маленький остров) ни что иное, как остатки древнейших коралловых рифов тех времён, когда уровень воды в океане был значительно выше. Они протянулись на 180 км между Мексиканским заливом и Гольфстримом Атлантического океана. В нескольких же километрах к югу от островов Флорида Кис расположен третий в мире по величине живой коралловый риф, который тянется от Майами до Ки Уеста (самой южной части США) на протяжении почти 200 км. Климат на островах тропический, довольно влажный. Средняя температура летом – 32°С, а зимой 21°С. Природные условия Флорида Кис сходны с природными условиями других островов Карибского бассейна. Издавна эти острова притягивали к себе людей. За свою почти пяти-вековую историю острова Флорида Кис помнят индейцев, испанских конкистадоров, пиратов, кубинских производителей сигар, контингенты американского флота, армии и морской пехоты. Многие острова до сих пор хранят следы их IreneHooper-2присутствия в виде архитектурных сооружений и музеев. В настоящее время интерес к островам Флорида Кис значительно возрос. Сочетание необычной истории островов, их уникальной экологии и природной красоты ежегодно притягивают сюда до миллиона туристов. Защищённые коралловым рифом острова Флорида Кис представляют уникальную возможность для занятия разными видами водного спорта, изучения морской природы и просто спокойного отдыха. Природа Флорида Кис отличается многообразием подводного и надводного мира. Море у берегов удивительного зеленовато-голубого цвета. На берегу растут величественные мангровые леса, под водой процветают сообщества морских трав и водорослей, в которых находят себе приют множество беспозвоночных и рыб. Одних только рыб здесь насчитывается 360 видов. Но жемчужиной здешних вод, конечно, являются кораллы. Насколько природа Флорида Кис прекрасна, настолько она и хрупка. Об этом должны помнить все: и жители, проживающие здесь постоянно, и туристы, приезжающие сюда погостить. Кстати, воды вокруг коралловых рифов и сами рифы объявлены территорией морского заповедника. Здесь действуют жёсткие правила, касающиеся отлова рыбы, правила, запрещающие сбор животных и кораллов в этих водах. Природоохранительные организации поддерживают и сохраняют жизнь черепах, птиц и уникальных растений островов.

Среди всех островов в гряде Флорида Кис особое значение имеет остров Биг Пайн Ки, который находится на юге островной гряды Флорида Кис, примерно в 180 км к югу от Майями. Внешне это обычный коралловый остров, за исключением того, что на нем произрастает достаточно много изящных сосен, и по которому без боязни разгуливают обаятельные, с необычайно умными глазами, карликовые олени. Вроде бы остров - как остров, ничего особенного, но именно его можно назвать национальным, а может быть даже международным «островом сокровищ», и не образно, а реально. Именно на этом острове находится единственный в мире морской институт – лагерь (Newfound Harbor Marine Institute at Seacamp) или по-другому Ассоциация Сикемп, которая в течение года не только обучает, но и прививает особые навыки экологической этики подрастающему поколению со всего мира. Именно этот остров выбрали педагоги и учёные и вот уже в течение многих лет отдают свои любовь, сердца и знания подрастающему поколению. За этот период через мудрые морские экологические образовательные программы центра прошли тысячи и тысячи студентов и школьников, которые в свою очередь несут полученные знания и любовь дальше, передавая их новым поколениям.

Сикемп

Сикэмп. Вид сверху 

Этот морской институт – лагерь, расположенный по берегам очень удобной бухточки тихой безлюдной части острова, был создан совместными усилиями родителей, учёных, бизнесменов, работников лагерей – всех, кто был заинтересован в том, чтобы пробудить в молодом поколении любовь к водной стихии – Океану. В своё время, волею судьбы, возглавить работу этого лагеря, впоследствии ставшего ассоциацией, посчастливилось преподавателю одной из школ Майями – Айрин Хупер. Возглавив работу лагеря, Айрин сделала всё, чтобы он стал не только лагерем, но и самым уникальным морским экологическим институтом в мире.

 

История создания морского института – лагеря

Ассоциация Сикемп в своём развитии прошла несколько этапов и в настоящее время занимает одну из ведущих позиций в области экологического образования США. Идея создания морского экологического лагеря на побережье острова Флорида, где дети могли бы получить какие-то новые знания об океане, об окружающей природной среде возникла в 1963 году. Эта идея была нова и интересна. Уже в январе 1964 года было принято решение о создании лагеря Висамки с целью реализации обучающей программы по проблемам сохранения окружающей среды. Лагерь предполагалось разместить на острове Западный Самерленд (Штат Флорида). Летом 1964 года лагерь начал свою работу. В рамках проводимой программы лагерь предлагал три направления деятельности: исследования океана, экскурсионные поездки на автобусах, лабораторные работы. Для многих детей и подростков лето, проведённое в лагере Висамки, осталось светлым пятном в их памяти и даже в значительной степени повлияло на выбор дальнейшего жизненного пути. К сожалению, в сентябре 1966 года над островами Флориды пронёсся ураган Бетси, принесший серьёзные разрушения, в том числе и в лагере Висамки. Лагерь не подлежал восстановлению. Но дети, родители и работники лагеря хотели продолжать начатую работу (Торговкина, 1999).

Для определения нового места, где наилучшим образом могла быть реализована программа морского лагеря, были привлечены учёные университета Майями, которые провели серьёзные исследовательские работы по выбору места для лагеря. Выбор пал на остров Биг Пайн Ки. К основным аргументам в пользу данного выбора учёные отнесли  богатое разнообразие природы данного участка (в прибережных водах учёные насчитали наличие 26 разновидностей дна и 26 разнообразных морских сообществ), мягкие климатические условия, благоприятствующие проведению круглогодичной работы лагеря, и, наконец, расположение лагеря близ кораллового рифа Лу Ки. 

IreneHooper-4

К открытию лагеря предстояло провести достаточно большой объем подготовительных работ. Родители вместе с детьми в своё свободное время добровольно участвовали в подготовительных работах. Принцип добровольного и бескорыстного участия в судьбе лагеря прочно внедрился в систему деятельности Сикемпа. Руководителем лагеря, как было сказано выше, стала Айрин Хупер.

С 1967 года спрос на участие в образовательных программах Сикемпа стал активно возрастать, одновременно стала укрепляться его материальная база. С 1966 по 1971 год в лагере побывали студенты и школьники из 38 штатов США и 8 других стран. С 1966 года, времени начала деятельности Сикемпа, лишь три высших школы штата Флорида пытались разработать и внедрить морские исследования в общий курс своего учреждения. В последующие годы отдельными образовательными учреждениями штата Флорида предпринимались попытки использования методов обучения вне стен школы. Но аналогов программам, предлагаемым Сикемпом, не было.

С сентября 1970 года как составная часть Ассоциации Сикемп начал свою деятельность Морской Институт Залива Ньюфаунд (Newfound Harbor Marine Institute), призванный осуществлять образовательно-воспитательную деятельность с сентября по май. Программы института были рассчитаны на школьников, студентов колледжей и вузов, а также преподавателей. Первыми участниками программ Морского института были учащиеся средних школ, изучающие биологию моря и проживающие в округе Майями. Интересно отметить, что уже в 1970-71 гг. четыре университета (в том числе университет Огайо) направили в Сикемп группы своих студентов. К 1971 году  оснащение Сикемпа плавательными средствами (моторными лодками, судами на понтонных платформах, катерами) позволило доставлять юных исследователей до легендарного местечка рифа Лу Ки. Здесь по преданию в 1744 году затонул испанский галион (парусный военный корабль) с сокровищами.

IreneHooper-5

В 1975 году в целях увеличения охвата молодых людей предлагаемыми программами, под руководством Айрин, Ассоциация Сикемп наряду с лагерем круглосуточного пребывания разрабатывает и планомерно внедряет новые направления деятельности: создание лагерей с дневным пребыванием. Ассоциация Сикемп стремилась создать для учащихся различных географических, религиозных, социо-экономических и этнических групп такие ситуации, через которые они смогут «достичь более высокой степени социальной и культурной интеграции и гражданства и им будут предоставлены возможности для дополнительной социальной, культурной и развлекательной деятельности». В 1975 году в качестве важных образовательных программ были разработаны два маршрута проведения походов: в Майями, с целью посещения частных и правительственных океанографических лабораторий и национального парка Эвеглейдс; а также морское путешествие к берегу Ки Сэл в Багамах, для сравнительного изучения морской флоры и фауны.

С ростом количества участников программ лагеря, все отчётливее ощущался дефицит кадров. К работе по программам лагеря привлекались, как правило, студенты высших учебных заведений, обучавшиеся по специальностям естественных наук. Но для работы в лагере было недостаточно лишь прочных знаний по изучаемым в вузе дисциплинам. Уникальность предлагаемой лагерем программы требовала специально подготовленных кадров для её реализации. Начиная с января 1981 года, Ассоциация Сикемп вводит в свой ежегодный план практику набора и подготовки кадров. Восьмидесятые годы для деятельности Сикемпа, вероятно, можно назвать периодом совершенствования программ. За всем этим стояла Айрин.

 

Задачи морского института – лагеря

Морской институт – лагерь всегда ставил перед собой две основные задачи: первая – познакомить ребят с экологической этикой; вторая – превратить это знакомство, несмотря на серьёзную учёбу и работу, в радость для отдыхающих детей и молодёжи. Ребятам предоставляется возможность выбрать себе занятие на все время пребывания в лагере из 30 с лишним программ. Это программы, связанные с изучением растительного и животного мира коралловых рифов, изучением акул, мангровых джунглей, различных типов морских сообществ. Ребята знакомятся с основами рыболовства, плавают в бассейне с живыми акулами и морскими черепахами (что доставляет им самое большое удовольствие), учатся строить парусные лодки и превращать мусор в произведения искусств. Одними из очень популярных программ в лагере являются виндсерфинг и парусный спорт. В этом институте – лагере существует уникальная для США программа, в которой подростки обучаются плаванию с аквалангами. Сикемп ставит своей целью не просто научить ребят плавать с аквалангами, а использовать полученные навыки для ведения различных глубоководных работ, в том числе и научных исследований. На все занятия ребята выезжают с масками, трубками и ластами на флэттопах – специальных лодках с плоскими палубами. Перед спуском в воду проводится небольшое объяснение. А потом – погружение в мир тишины, неописуемого разнообразия кораллов, рыб – от крошечных, не более 1 см, до величественных скатов, достигающих иногда 1,5 м, губок самых необычных расцветок, форм и размеров, омаров, моллюсков, водорослей, дельфинов, акул… А вечером ребят ждут костры, дискотеки, лекции о животных с показом слайдов и фильмов, изучение необычного для нас звёздного неба, морские вечерние прогулки. 

IreneHooper-6

 Айрин Хупер сидит в кругу коллег

 

Дружба с Россией 

Осенью 1991 года по инициативе российской организации «Педагоги за мир и взаимопонимание» (Президент М.В. Кабатченко) началась реализация проекта «Школы-побратимы». Проект связал прочными узами школы и экологические центры Флориды с подобными российскими организациями. Ассоциация Сикемп, будучи активным участником проекта, начала приём детей и педагогов из России. Этот процесс продолжается и по сей день. Ежегодно Сикемп принимает в свой центр делегации детей и подростков из России и различных стран бывшего Советского Союза. Более того, ежегодно, начиная с 1994 г. по правительственной программе SABIT (США) в Сикемпе и Институте моря проходили стажировку педагоги, научные исследователи, а также специалисты, интересующиеся развитием индустрии детского и молодёжного отдыха из разных стран мира, включая Россию. Неоценимую помощь в осуществлении этих стажировок оказывала и оказывает Е.А. Истомина, которая многие годы работает в Сикемпе директорам по иностранной работе. Программа, предлагаемая  лагерем  для  иностранных  специалистов,  призвана привлечь внимание учёных, педагогов, работников загородных оздоровительных лагерей к экологически–ориентированным образовательным проектам, которые после творческого переосмысления, адаптации к конкретным географическим и специфическим условиям могут быть использованы в оздоровительно-образовательных учреждениях для детей и подростков других стран.

 

Программа «Всему учит море – отдых и учёба с радостью» 

В итоге Ассоциация Сикемп не только стала центром оздоровительно- образовательной деятельности экологической направленности в своём регионе. Её опыт, благодаря современным теоретическим основам и построенным на них исследовательским учебным программам, ориентированным на психофизические возможности подростков, приобрёл международное значение.

В частности, российская программа «Всему учит море – отдых и учёба с радостью» появилась именно благодаря учёбе и работе одного из авторов данной публикации в Сикемпе (Камнев, 2005 а, б, в, г.; Камнев, Камнева, 2001; Камнева, Камнев, 2003). Проект школ-побратимов, послуживший основой для активизации Ассоциацией Сикемп международной деятельности, работает и по сей день, объединяя около 200 школ и экологических центров России и США. Программа «Всему учит море – отдых и учёба с радостью», прародиной которой был Сикемп, работает в России уже двадцать лет (Камнев, 2009; 2014; Камнев и др., 1998, 1999). Она инициировала становление принципиально нового, научного экологического направления в системе лагерей детского отдыха и оздоровления современной России. Через эту программу прошло более 50 тысяч мальчишек и девчонок. Многие из них стали хорошими людьми, исследователями, преподавателями и просто гражданами с активной жизненной позицией. На каждой торжественной линейке, посвящённой открытию новой лагерной смены, ребята слышат те слова, которые мы в своё время слышали из уст Айрин. Поэтому в каждом из них живёт частичка души Айрин.

 

Всей своей жизнью Айрин учила всех – любви к окружающим её близким и незнакомым людям, любви к природе и океану, любви к жизни. Настоящая, бескорыстная и жертвенная, она создала новое направление в лагерной педагогике и является  классиком не только американской, но и мировой педагогики.

Айрин создала первый и единственный в мире островок добра, любви, тепла, радости и знаний для детей и взрослых. Если бы каждый из нас отдал хотя бы только одну сотую часть того добра, какую Айрин принесла в этот мир, насколько мир стал бы лучше и чище! Не хватает слов, чтобы выразить все чувства, которые переполняют душу в этот момент.

Айрин, спасибо!

 

Список литературы

1. Камнев А.Н. Академия солёной волны // Вожатый века. 2005. №1. С. 21–23.

2. Камнев А.Н. Всему учит море. Нам 10 лет // Акванавтика. 2005. №1. С. 10–12.

3. Камнев А.Н. Морская экологическая научно-приключенческая программа «Всему учит море» // Педагогическое программирование и проектирование воспитательной работы лагерей ФДЦ «Смена» / Под ред. Иванишкина Н.Е., Перадзе Я.Р., Рудник Т.Н., Фейгинова С.Р. – Анапа: Министерство образования и науки РФ ФДЦ «Смена», 2009 – С. 316–330.

4. Камнев А.Н. Образовательный отдых – это обучение в активной форме // Обучение и карьера. 2005. №22(65). С. 66–69.

5. Камнев А.Н. Отдых и работа с радостью // Курортные ведомости. 2005. №4 (31). С. 44-45.

6. Камнев А.Н. Проект «Отдых и учёба с радостью»: научно-приключенческие программы «Океания», «Вождь краснокожих», «Храброе сердце», «Лес полон знаний», «Новый опыт», «Lingvocamp» как инструмент образования и воспитания детей и молодёжи // Проблемы региональной экологии. №6. С. 171–174.

7. Камнев А.Н., Камнева М.А. Всему учит море // Психологическая наука и образование. 2001. №4. С. 91–99.

8. Камнев А.Н., Камнева М.А., Гавриленко Е.Е., Кунц Б. Деятельное (практико-ориентированное) образование в детском лагере, или «Отдых с радостью» // Новые ценности образования. 1998. №8. С. 55–67.

9. Камнев А.Н., Камнева М.А., Камнев О.А. Жизнь для других // Подводный клуб 2006. № 1/2. С. 96–98.

10. Камнев А.Н., Камнева М.А., Кунц Б. Деятельное образование в лагере // Народное образование. 1999. №5. С. 62–67

11. Камнева М.А., Камнев А.Н. История нашей деятельности или Как и почему мы сделали свой выбор // Октопус. 2003. № 4 (28). С. 110–114.

12. Соловьева Г.П., Камнев А.Н. Экология плюс этика // Мир образования. 1996. №5. С. 90–94.

13. Торговкина О.П. Теоретические основы и опыт решения педагогических проблем в детских лагерях США. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: РАО ИТОП, 1999. – 24 с.

14. Gato J. Ed. The Monroe County Environmental Story. – Monroe Country, 1991. – 369 p.

15. Ripple J. The Florida Keys. The Natural Wonders of an Island Paradise. – Voyageur Press, 1995. – 128 p.

 

 

The wonderful teacher Irene Hooper and her seaschool 

Alexander N. Kamnev1, Marina A. Kamneva2, Oleg A. Kamnev2

1Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
2The international fund of «Roads to discovery», Moscow, Russia

 

The article describes the life path of an outstanding American educator – ecologist, practicing teacher and enlightener, Irene Hooper. She was a sensitive and sympathetic woman who devoted all her life to environmental education. She gradually put her ideas to life by setting up an ecological Seacamp for children, followed by Marine Institute and later joining them into the Seacamp Association Inc.

Keywords: Irene Hooper; Seacamp Association; sea camp and educational facility; camp education; ecological education; outreach activities.

 

Сведения об авторах

Камнев Александр Николаевич – д-р биол. наук, вед.научн.сотр., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, биологический факультет, кафедра физиологии растений
dr.kamnev@mail.ru

Камнева Марина Анатольевна – руководитель офиса, Международный Фонд «Дорогами Открытий» (Москва, Россия)
campindustry@mail.ru

Камнев Олег Александрович – Международный Фонд «Дорогами Открытий» (Москва, Россия)
campindustry@mail.ru

 



ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
КОНФЕРЕНЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
ENGLISH SUMMARY






  Эл № ФС77-61991 от 2 июня 2015 г.

  ISSN 2587-9367

  Издатель -
  Камнев Александр Николаевич.

  Адрес издательства - 123298,
  г. Москва, ул.Берзарина, д.16.

Все права защищены (с)
Экология гидросферы
http://hydrosphere-ecology.ru/